СТРАНИЧКА
ГЛАВНОГО РАВВИНА РООПИ в РБ
Григория Абрамовича
РООПИ Беларусь на
СТРАНИЧКА
ГЛАВНОГО РАВВИНА РООПИ в РБ
Григория Абрамовича
Трудно представить Шаббат без свечей. И так каждую неделю - две свечи. Хотя есть разные обычаи, где на столе можно увидеть больше свечей. И как минимум раз в год мы зажигаем за неделю - 44 свечи. И речь идёт о хануке. Начиная с одной, и к восьмому дню все восемь, плюс особые свечи, от которых зажигают ханукальные - вместе за 8 дней - 44
Мы зажигаем ханукальные огни уже более 20 столетий. Эта традиция поначалу не была зафиксирована, формировалась сама по себе. В начале III века нашей эры, то есть спустя более 400 лет после событий Хануки, мудрец Рав предложил зажигать ханукальные огни от отдельного огня. Причина в том, что эти свечи святы и ими нельзя пользоваться как обычными источниками света и тепла. Дополнительный огонь стал пояснением того, что нельзя использовать свет ханукальных огней для бытовых нужд.
Но на рубеже II и III столетий нашей эры в жилищах получил распространение открытый очаг (сегодня известный нам как камин). У мудреца Рава спрашивали: а недостаточно ли, что в доме горит огонь в камине, от него вполне можно зажечь ханукальные свечи?
Вопрос не праздный. С одной стороны, все понимали важность света как символа чуда в праздник. Но экстраогонь в те времена — это экстрамасло, фитиль на все восемь дней, когда необходимо зажигать. Далеко не все могли себе это позволить. Да и не у всех был открытый очаг дома. Разумеется, что в своем ответе мудрец Рав хотел подчеркнуть святость и важность чуда, которое символизируют огни. Так появилась идея особенной свечи, которая называется «шамаш» (переводится как «служка»). Именно ей стали зажигать свечи на ханукии. Рав в Трактате Шаббат (Талмуд) предлагает важным людям зажигать ханукальные огни от экстрасвечей. Со временем все стали так делать. А те, кто из скромности считает себя не особо важным, предлагает сделать это детям или же приглашенным гостям.
Пусть свечи и шаббатние и ханукальные несут святость и радость нам!
В эту субботу во многих синагогах мира раввины обратятся к общинам со словами, ведущими к покаянию и раскаянию. Сама суббота называется Шаббат Шува — Суббота Раскаяния и предшествует она Дню Искупления — Йом Киппур, который начнется вечером 1 Октября. Это непростой период, в который нам нужно не просто покаяться, но и попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно могли обидеть, а в сам Йом Киппур обратиться с молитвами и мольбой о прощении к Всевышнему.
Помимо речей раввинов и мудрецов, в синагогах звучит отрывок из книги пророка Хошеа (Осия, глава 14). Собственно название Шаббат Шува и взято из второго стиха 14 главы — “Шува Исраиэль” (“Вернись, Израиль, к Господу”). В этой же главе мы читаем о просьбе простить прегрешения, пророчестве к исцелению от отступничества Израиля и воззвании к милосердию Всевышнего. Сам пророк Хошеа, проповедуя в нелегкие времена в VIII веке до нашей эры, старался призывать народ к покаянию всеми возможными способами. Он даже дал имена своим дочерям, слыша которые, народ задумывался о раскаянии. И можно было бы подумать, что если вот уже более двух с половиной тысяч лет мы читаем его пророчества и задумываемся о возращении к Всевышнему, то лучше уже и не скажешь. Но в обычае Шаббат Шувы читать не только слова пророка Хошеа, но и обращаться к пророку Михе. Миха (Михей), как и Хошеа, пророчествовал в VIII веке до нашей эры, также говорил о милосердии и прощении Всевышнего и необходимости раскаяния для народа Израиля. А если обратиться к еще одному обычаю, то принято было читать и из пророка Йоэля. Таким образом, в отличие от других Шаббатов в Шаббат Шува мы можем читать строки трех пророков. “Кто мудр, тот поймет это, кто разумен, тому известно”, — говорит пророк Хошеа.
Если обратиться к истории еврейской литургии, то мы узнаем, что ранее был выбор относительно года и чтения из Свитка Торы. Но есть и другое важное обстоятельство, объясненное в ХХ веке раввином Гюнтером Плаутом. В период пророчеств Хошеа и Михи произошел раскол на Израильское и Иудейское царство. Даже произнося тождественные вещи, они говорили их в разных царствах. Раскол привел впоследствии к потере десяти колен Израиля. И, возможно, чтение из двух пророков в Шаббат Шува — это наш шаг не только к раскаянию, но и к осознанию сложных этапов нашей веры и истории. Наши чтения, как и наша литургия, пришли к нам не только с благословенных, но и со смутных времен. И пусть будет даровано нам пророчество “Не посрамится народ более вовеки” (Йоэль, глава 2). И пусть это знание станет нам и уроком, и благословением
Раввин Григорий Абрамович
Раввин Григорий Абрамович - к Празднику Рош ха-Шана.
В синагогах и домах белорусских евреев уже заготовили яблоки, гранаты, мед, купили рыбу для встречи Рош ха-Шана.
Белорусские евреи, как и весь иудейский мир, сегодня вечером встретят новый, 5786-й год. О религиозном смысле одного из самых древних иудейских праздников, а также о том, почему на Рош ха-Шана трубят в рог и вкушают яблоки с медом, корреспондент Sputnik Тамара Беляева поговорила с главным раввином Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорием Абрамовичем.
"Сегодня вечером, 22 сентября, в 18:00, или по еврейскому календарю 1 тишрея, начинается Рош ха-Шана. Это глава года, или еврейский Новый год. Для евреев это важное событие, которое проходит не столь весело, хотя в нем есть определенный аспект праздника и радости, сколько обозначает День суда", – рассказал главный раввин.
Раввин Григорий Абрамович - о том, как следует учиться милосердию.
В еврейском календаре теоретически не один, а целых четыре торжества по случаю Нового года. Во время существования Иерусалимских храмов каждый из них имел свое особое значение. 1 тишрей — Новый год для исчисления лет, 15 швата — Новый год деревьев, 1 нисана — Новый год царей, 1 элула — Новый год скота...
Новый год десятины приплода скота и начало месяца милосердия имеют некоторую связь через фразу Талмуда (трактат Эрувин, 100): «Если бы Тора (мудрость Всевышнего) не была дана, мы бы учились скромности у кошки, (запрету) красть у муравья, достойному поведению у домашней птицы». ...
17 Тамуза всегда был, есть и будет в еврейском календаре, вне зависимости от обстоятельств и отношения к нему.
Обратимся к истории. В день 17 Тамуза Моисей при виде золотого тельца, сделанного евреями в момент нахождения его на горе Синай, разбил Скрижали Завета. Во время осады Иерусалима перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы «тамид». Это, по мнению мудрецов, стало знаком надвигающейся беды и жертв. Апостомос, наместник царя Антиоха, понял, что самый верный путь поработить иудеев — ударить по их традиционным устоям, и сжег свиток Торы. Именно 17 Тамуза в Храме была водружена статуя идола. Таким образом, основная причина поста — проломанная при осаде городская стена Иерусалима, что привело к сожжению Иерусалимского Храма 9 Ава.
Талмуд (трактат Таанит, страницы 26 и 27) не только объясняет причины поста, но и размышляет над определенными нюансами. В конце книги пророка Иеремии (глава 52:6-7) мы читаем, что стена Иерусалима была проломлена не 17-го, а 9 Тамуза. Мудрец Рав Абба бар Нахмани, ставший в самом начале IV века нашей эры главой иешивы в Пумбедите, дает этому объяснение: пророк Иеремия называет дату преломления стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. В обоих случаях это один и тот же месяц и одна катастрофа, которая привела не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Кроме того, Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, глава 84) придерживается даты не 17 Тамуза, а 9-го, согласно пророку Иеремии.
Но несмотря на все эти обстоятельства, в календаре в конечном счете остановились на 17 Тамуза для поста.
Как веками сохраняются разные даты в источниках, так же и в каждом поколении есть те, кто и не планировал соблюдать пост, и те, кто не обращает внимания на разницу в текстах и ревностно его соблюдает. Что объединяет этих людей? Тот факт, что память о разрушениях и потерях в истории дает понимание хрупкости нашего мира и необходимости его сохранения.
Да, мы находим разную информацию в истории об одном и том же событии. Если задаться целью, то можно найти слова тех, кто будет убедителен и докажет, почему что-то соблюдается или не соблюдается в плане традиции. Однако возвращаясь к тому, что дата 17 Тамуза одинаково стоит в календаре для всех, мы понимаем, что общая боль в истории — это тоже наше наследие. И пусть Всевышний дарует нам мирное небо и многое из того, что нас объединяет.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.
Раввин Григорий Абрамович - о том, всегда ли полезны споры и о чём следует думать, прежде чем их начинать
На этой неделе в синагогах читают недельную главу из Торы, которая рассказывает о конфликте Моше (Моисея) и Кораха (Корея). Восстание Кораха было направлено против предводительства Моше. Увы, Тора не описывает нам четкие причины конфликта и восстания. Позиция самого Кораха: незаменимых нет и без Моше народ будет себя чувствовать так же комфортно и безопасно, как и с ним. Итог этого бессмысленного спора — гибель Кораха: «…и раскрыла земля уста свои и поглотила людей Кораха…».
На первый взгляд, спор был решен в пользу Моше и его брата Аарона. Но в недельной главе Торы говорится, что были недовольные тем, как решился спор, в котором погибли люди. Именно это недовольство привело еще к большей гибели: в стане Израиля начался мор, и борьбу с мором возглавили опять же Моше и Аарон. Впрочем, как и в назидании всем сомневающимся после этого, происходит чудо — посох первосвященника Аарона расцветает...
Раввин Григорий Абрамович - о том, как будут праздновать День Иерусалима в Минске.
Каждый житель нашей страны знает о существовании города Иерусалима. Но далеко не все в курсе, что в Минске есть улица Иерусалимская, а еще у нас проходит День Иерусалима. В этом году он будет отмечаться 25 мая. И уже в 13-й раз! Участие в празднике примут почти все еврейские организации.
Каждый год возникают все новые предложения, как следует провести этот день, поскольку ни в традиции, ни в литургии нет канона по проведению торжества, нет и правил по определенному питанию в эту дату. Открыты все пути для творчества и креатива, но есть нюансы. Одна из обязательных составляющих — разучивание песни «Иерушалаим шель загав» («Иерусалим золотой»). Исполнять ее будут те, кто учился в течение года в разных городах Беларуси и прошел специальный семинар по исполнению произведений литургии и праздников в Израиле — программы «Шалиах Цибур» («Лидер общины»).
Эта композиция является песней об Иерусалиме, в чем-то даже его неофициальным гимном. Она построена на том, что Иерусалим упоминается во многих молитвах, псалмах, где есть надежда, благословение и мир. При этом песня довольно современная. Ее написала Наоми Шемер в 1967 году специально к музыкальному фестивалю. Слова припева: «Иерусалим, который из золота, меди и света. Не правда ли, я — музыка (скрипка) для всех твоих песен (об этом городе)?..» ...
Раввин Григорий Абрамович - о личной истории празднования 9 Мая.
Меньше недели остается до Дня Победы, когда мы вновь все вместе вспомним о цене, которую заплатили предки за нашу счастливую и свободную жизнь. С 9 мая 1945 года прошло 80 лет, свидетелей тех событий осталось мало. Однако есть их потомки, и есть важная миссия у каждого из них — сделать все, чтобы и в нашей стране, и на планете в целом было мирное небо.
Мой дед Хоня прошел фронтовыми дорогами немало верст — от битвы за Москву в 1941-м до освобождения Польши в 1945-м. Война для него закончилась в том самом победном мае, но остались тревога и раны, не заживающие годами. Долго потом еще учился ходить без костылей, разрабатывал руку, на которой были перебиты пальцы…
Раввин Григорий Абрамович - о том, почему важно вовремя находить компромиссы.
Апрель в последние годы удивляет погодными сюрпризами. Вот и теперь многие шутят, что в середине весны больше шансов увидеть снег, чем в конце декабря.
Признаюсь: мне как раввину нередко приходится отвечать на вопрос, не связаны ли снег, низкие температуры, порывистый ветер и с приближающейся еврейской Пасхой, называемой в народе «еврейскими кучками». Ответ однозначный: связи нет, хотя действительно в большинстве случаев похолодание совпадает с наступлением праздника Песах, который в разные годы выпадает на конец марта — начало апреля.
В середине еврейского месяца нисан, по светскому календарю — 12 апреля, вечером евреи сядут за пасхальный стол и проведут специальную трапезу — Седер Песах.
читать размышления Раввина Григория Абрамовича на официальном сайте "Беларусь Сегодня"
Мудрецы говорят: наступает адар — увеличивают радость. Правда, нет конкретики, как эту радость увеличивать. Очевидно, речь идет о подготовке к радостному дню Пурим (начнется вечером 13 марта по светскому календарю).
Сам праздник касается разных сторон социальной жизни: радостно должно быть не только тому, кто его отмечает, но и окружающим людям. Существует четыре заповеди на Пурим, две из которых — социальные. Так, необходимо отправить знакомому или родственнику два угощения, чтобы поддержать праздничную атмосферу (на иврите эта традиция называется мишлоах манот). Нужно также помочь двум нуждающимся — преподнести им подарки (матанот леэвьеним).
Еще две заповеди имеют отношение к самому торжеству. За праздничным столом разрешается выпить чуть больше вина, чем обычно. Конечно, говорим не о пьянке. Здесь скорее подчеркивается то, что пир по случаю Пурима должен быть действительно веселым. Кроме того, не забываем о заповеди прочесть свиток Эстер в общине не один раз, а два.
Нет жестких правил относительно угощений для близких или подарков для нуждающихся. Делать это нужно в рамках своего бюджета. То же самое касается и праздничной трапезы: если за столом человек не пьет вино или что-то не ест, то никто не вправе заставлять его это делать.
Другое дело — чтение свитка Эстер. Тут все должно быть четко по правилам. Есть обычай шуметь, когда произносится имя Аман. Почему? Именно он хотел уничтожить еврейский народ.
Шум — безобидный способ исполнить заповедь из Книги Второзакония (глава 25, книга Дварим): «стереть имя Амалека (и его потомка Амана)».
До XIX века шли серьезные споры относительно того, как правильно шуметь при упоминании Амана. Авторитетный раввин Яков Ашкенази (Яавец) из немецкого города Эмден предлагал топать ногами, но не слишком громко. Его точку зрения в книге «Мишна Брура» использует и раввин Исраэль Меер Коэн (он же Хафец Хаим), уроженец Беларуси. Впрочем, в книге «При Мегодим» Иосифа Теомима, раввина из Львова, мы читаем: главное при упоминании Амана вовсе не шум, а разъяснение, когда нужно шуметь и когда прекратить. Кстати, там же предлагают для исполнения заповеди использовать обычную трещотку.
Имя Амана повторяется в тексте более полусотни раз. Четкие правила важны, чтобы шум не мешал услышать слова хоть и древнего, но до сих пор актуального свитка Эстер. Ведь его смысл учит нас мудрости.
Так и в обычной жизни: школьные педагоги порой ищут нетривиальные методы для привлечения внимания учеников к учебе. Важно, чтобы ребята получали не просто знания, но и радость от процесса. Дети есть дети. Старания — при исполнении заповедей или выполнении школьных заданий — должны приносить пользу и положительные эмоции. Так пусть Всевышний дарует нам мудрости и сил, чтобы и те, кто учит, и те, кто учится, получали бесценный опыт и радость.
Наша недельная глава Мишпатим включает десятки правил и законов. Само слово мишпат переводится как закон. И вот, среди этих законов есть тот, который говорит о ситуации с нашими врагами.
Врагов у нас в жизни хватает, что тогда во времена дарения Торы, что сейчас. Но, это правило не совсем о врагах, а о ситуации, когда с врагом приходится делать общее дело. И так, в главе сказано, что если осел врага твоего упал под ношей, то, даже зная о том, что это осел твоего врага, нужно помочь и развьючить осла.
В самом тексте мы видим два интересных слова, оба с корнем азав. Одно слово переводится как оставлять, а другое развьючить, или в современном языке разрешить ситуацию. Комментатор 20 века раввин Умберто (Моше) Кассуто, делает акцент на этом. Он пишет, что здесь как бы не столь закон, сколь нравственный выбор.
Не оставить в беде осла, зная, что это осёл врага, а развьючить, и помочь. Эти комментарии и многое другое о том, что есть общие дела не только с друзьями, а и с врагами, он пишет в то время, когда один из его сыновей погибает во Вторую мировую войну в Италии. Как ему передали, сына предали якобы друзья, которые сдали его немцам.
Уже после смерти раввина Кассуто, второй Давид, участвует в восстановлении Иерусалима после войны шестидневного дня. И, да, и сыну пришлось строить мир с врагами, и отстраивать Иерусалим, после страшной войны.
Сегодня мы видим, как отдают заложников. И каждый раз есть вопрос, почему мы одного меняем на сотню, и тех, у кого на руках убийства, и пожизненные сроки. Нет ответа на эти вопросы. Равно как и нельзя допустить, чтобы шанс вернуть заложников оборвался. Ведь эта заповедь развьючить осла врага, она не только про осла и про врага, она про нашу жизнь, про приоритеты, и надежды на мир. Ведь не зря мы желаем мирной субботы, шаббат шалом.
Диалог конфессий в Беларуси
Места духовной силы в Гродно и Витебске. Многоконфессиональный диалог внутри страны на высоком уровне. Пора выходить на международный! Смотрите в новом выпуске:
- Центром иудаизма в Беларуси может стать Воложинская иешива
- Духовный щит над Беларусью - Религия вне политики?
Вечером 12 Февраля, по еврейскому календарю наступает Новый год деревьев. Этот день на иврите называют Ту би-Шват (15 Швата). Однако несмотря на многовековую и разнообразную историю праздника Ту би-Шват, обычай посадки деревьев и кустарников на Новый год деревьев появился лишь в конце XIX века.
Лишь в 1908 году профсоюз учителей земли Израиля провозгласил Ту би-Шват праздником посадки деревьев. Все началось с инициативы. И впервые, садить деревья в этот праздник в Израиле, предложил еще в 1890 году Зеев Вольф Явиц, раввин, педагог и историк, который преподавал в Варшаве, Иерусалиме, Вильнюсе, Антверпене и Лондоне. По рекомендации барона Родшильда, Зеев Явиц был назначен в 1890 году директором школы и раввином в городе Зихрон Яаков. Проработал он там всего лишь год, но его идея и инициатива выйти с учениками в Ту би-Шват для посадки саженцев стала достаточно известной. Сам Явиц был знатоком еврейской литературы и ему было хорошо известно об обычае сажать деревья в эпоху Второго Храма в Израиле. Как раввин и историк Зеев Явиц хорошо понимал значение деревьев и кустарников, и как педагог он видел необходимость в воспитании в учениках любви к природе.
Явиц был учеником раввина Мордехая Яффе из белорусских Ружан. Самого раввина, синагогу и знаменитую на всю восточную Европу иешиву поддерживала семья Пинес, многие члены которой жили и трудились от Ружан до Ивацевичей. Супруга Явица была из этой семьи, а ее брат стал соратником по продвижению идей образования, сборников и библиотек в Иерусалиме в конце XIX века. И кто знает, может, не только знания Торы, полученные благодаря семье из Ружан, но и посадка деревьев в новый год деревьев в Израиле, также связана с иешивой, которая была в нашей стране.
Межконфессиональный диалог в Беларуси является примером мирного и равного сосуществования представителей различных конфессий и этносов. Об этом заявил главный раввин РООПИ в Республике Беларусь Григорий Абрамович на встрече главы государства Александра Лукашенко с представителями религиозных конфессий страны.
900+ видео Вы найдете на нашем канале - по программам общин, еженедельные службы, уроки проведения праздников, праздники, события, мероприятия с участием РООПИ и многое другое рассказывают о жизни религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь.
Наши ролики дают Вам возможность познакомиться с религией поближе, погрузиться в историю её возникновения, задавать вопросы и присоединяться к общинам в вашей местности - в каждой области Беларуси есть община прогрессивного иудаизма - смотрите информацию на нашем сайте - контактные данные, адреса и председатели общин!